Автомобилисты не выбирают европротокол

  1. Home
  2. /
  3. СМИ о страховании
  4. /
  5. Автомобилисты не выбирают европротокол

Автомобилисты не выбирают европротокол

Зачем европротокол? Почему автомобилисты не оформляют ДТП самостоятельно.

Европротокол — это обиходное название и извещения о ДТП, которое автомобилисты получают при оформлении полиса ОСАГО, и самой процедуры упрощённого, без участия сотрудников полиции оформления аварии. Правда, пользуются им не многие автомобилисты.

Что изменилось?

 

По словам Владимира Кузина, заместителя начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, ГИБДД заинтересована в том, чтобы автомобилисты чаще проявляли самостоятельность, потому что автоинспекторов в результате прошедших в ведомстве сокращений стало меньше, при этом количество мелких аварий не уменьшается.

Оформление ДТП по Европротоколу — «за» или «против»?

 

«На момент принятия закона и вступления его в силу мы делали прогнозный анализ, сколько будет ДТП с мелким материальным ущербом, — поясняет он. — Оценочно получалось 1,2 млн. Но по факту на конец прошлого года у нас было уже 4,5 млн таких ДТП».

 

Госавтоинспекция в содружестве со страховщиками и законодателями устранила некоторые барьеры. Теперь в случае ДТП без пострадавших возможны 3 варианта развития событий.

 

Первый: виновник ДТП на месте возместил ущерб пострадавшему, и оба участника не имеют претензий друг к другу. Второй: оформление по упрощённой схеме: для тех, кто заключил договор ОСАГО после 2 августа 2014 г., выплаты увеличены с 25 до 50 тыс. руб.

 

Ну а третий — это для автомобилистов Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области: здесь идёт пилотный проект, и если положение транспортных средств при ДТП и их повреждения зафиксированы с помощью фото- или видеосъёмки, а также технологий глобальных навигационных систем (требования к которым установлены правительством), то сумма выплат повышается до 400 тыс. руб. Кроме того, участнику ДТП теперь уже не придётся самому разыскивать страховую компанию виновника и вести с ней переговоры — деньги с неё взыщет его страховщик.

Как быть, если притёрлись?

До июня этого года по европротоколу оформляли не более 12% мелких аварий. Но в октябре — уже 25%. Впечатляющий рост за короткий период. Чем он вызван? Только ли широкой разъяснительной работой, которую, с одной стороны, ведут сотрудники ГИБДД, а с другой — страховщики?

Как работает евростраховка?

Она, конечно, сыграла свою роль. Но нельзя не вспомнить, что с 1 июля этого года вступили в действие изменения в ПДД, более чётко прописавшие условия для оформления ДТП без участия сотрудников полиции. Одно из них — штраф в 1 тыс. руб. каждому водителю, если они после ДТП (которое соответствует требованиям европротокола) не убрали свои автомобили с проезжей части.

 

Но если в Российском союзе автостраховщиков (РСА) это считают существенным объяснением резко выросшей самостоятельности водителей, то Владимир Кузин не склонен переоценивать значение «кнута» из ПДД — по его словам, чтобы выписать этот штраф, нужно доказать вину водителей, а это на практике довольно сложно. Хотя изменение ситуации он подтверждает, это отражают и цифры автоинспекции: в июне сотрудники ДПС оформили 210 тыс. мелких аварий — на 14 тыс. меньше, чем месяцем ранее.

 

Как говорит Евгений Уфимцев, исполнительный директор РСА, в перспективе страховщики хотят довести уровень аварий, оформляемых по европротоколу, до 45-50%. Однако усилия их наталкиваются на старый менталитет водителей, которые по-прежнему ждут сотрудников ДПС, даже если просто притёрлись.

Кстати

 

В Госавтоинспекции обращают внимание, что в разных регионах ситуация разная. Есть такие, где уже сейчас доля ДТП, оформляемых без участия сотрудников полиции, достигает 40% и выше — всё зависит от активности местного руководства. Один из наиболее высоких показателей — в Тюменской области, впрочем, там серьёзно занимаются вопросами безопасности дорожного движения вообще.

 

— Более 90% ДТП совершается и водителями, и пешеходами именно из-за пренебрежения Правилами дорожного движения, — говорит Сергей Сарычев, вице-губернатор области. — Пешеходы часто сами двигаются навстречу беде — переходят проезжую часть вне пешеходных переходов либо идут в темноте по обочине. Именно поэтому мы активно поддерживаем мероприятия по распространению световозвращающих приспособлений, благодаря которым пешеходы становятся заметными для водителя. Каждая смерть на дороге — результат нарушения правил безопасности, чьей-то невнимательности или нежелания уступить друг другу. 11 ноября у нас прошёл День взаимопонимания участников дорожного движения, своего рода акт памяти всех жертв ДТП.

Сколько проявлений у страха?

Почему люди не пользуются возможностями оформления ДТП по упрощённой схеме без участия сотрудников полиции? Однозначного ответа на этот вопрос, конечно, нет. Но есть несколько версий, каждая из которых в том или ином случае справедлива, а все вместе они характеризуют страхи автовладельцев.

 

Первая. Люди боятся, что 50 тыс. руб. на ремонт может не хватить. Евгений Уфимцев уверяет, что, по статистике РСА, в 80% страховых случаев при соответствующих происшествиях выплаты меньше этой суммы. Хотя возможность увеличить её рассматривают. А быть может, расширят эксперимент, проводящийся сейчас в 4 регионах, и 400 тыс. руб. станут реальностью по всей стране.

 

Вторая. Участники ДТП опасаются, что в страховой компании будут придираться к заполненному ими извещению. На это исполнительный директор союза автостраховщиков отвечает так: «Когда была проблема с реализацией полисов ОСАГО, тогда масса жалоб шла и в Центральный банк как контрольный орган, и в РСА. На неоправданные отказы при оформлении ДТП по упрощённой схеме жалоб нет». Но сами отказы, по его данным, есть — их количество не превышает 12%.

 

Третья. Сложность заполнения бланка извещения. К примеру, кто без специального разъяснения может догадаться, что виновника ДТП нужно указать в разделе «Замечания»? По словам Е. Уфимцева, сейчас страховщики дорабатывают новый бланк, который будет проще. Конечно, нужно зафиксировать место ДТП, положение автомобилей и повреждения на фото или видео. Но если автомобиль оборудован специальным устройством, фиксирующим удар и передающим сообщение о нём в экстренные службы, — вообще никаких проблем. С 2017 г. по закону у всех продающихся в России автомобилей они должны быть. На машинах «АвтоВАЗа» уже есть. Но эти «чёрные ящики» автомобилисты могут приобрести и установить самостоятельно — только те, что соответствуют техрегламенту Таможенного союза. Вскоре список аккредитованных РСА производителей появится на сайте союза. Правда, пока устройства недёшевы — примерно 7 тыс. руб., но с возрастанием спроса исполнительный директор РСА ожидает снижения цены до 3 тыс. руб.

 

Четвёртая. У человека, который по жизни не сталкивается с составлением официальных документов, возникает страх при оформлении извещения в страховую компанию: а вдруг не там галочку поставлю? Для таких людей многие страховые компании разработали подробные руководства по заполнению, которые выдают вместе с бланком извещения. Поможет и мобильное приложение РСА. По инициативе Госавтоинспекции в программах автошкол вскоре появятся специальные уроки по оформлению ДТП по упрощённой схеме без участия сотрудников полиции. А на сайте ведомства (www.gibdd.ru) создан специальный информационно-справочный ресурс «Правила оформления ДТП», доступный с главной страницы и пошагово описывающий действия водителей. Здесь можно скачать блок-схему алгоритма действий при ДТП, распечатать её и положить в бардачок, чтобы в случае происшествия иметь перед глазами даже тогда, когда нет Интернета.

 

Важно! Даже если при самостоятельном заполнении бланка извещения о ДТП вы допустили ошибку — не беда. Её тут же можно исправить и рядом с исправлением поставить подписи обоих участников ДТП. В этом случае претензий у страховых компаний не будет.

 

Мария БЕЛЯЕВА

Аргументы и факты

,:
Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *